От сотворения – к искуплению
День этого праздника установлен в Церкви не случайно. В древнейших писаниях
святых отцов Церкви объясняется, что именно тогда произошло Боговоплощение.
Мистически день этот связан и с другим событием, относящимся к началу
ветхозаветной истории – сотворением первого человека. Адам – первенец Ветхого
Завета грехом увлек в падение весь человеческий род – своих потомков, а Христос
– первенец Нового Завета – через тысячелетия пришел на землю для спасения
падшего человечества.
О таинственном, сверхъестественном рождении Христа от Девы древняя Церковь
была извещена через пророков. В Израиле многие знатные семейства – священников,
правителей – с трепетом ожидали, не будут ли они по благородству их рода
выбраны Господом для исполнения пророчеств о пришествии на землю Его Сына.
Тысячи девушек мечтали стать Матерью обетованного Царя и Спасителя мира,
представляя Его подобным великим царям и героям прежних веков, таким, как
пророк Давид или Гедеон.
Под кровом хижины плотника
Однако Господь узрел для Себя не ту, что жила в царских чертогах и
облекалась в нарядные одежды, славилась знатностью происхождения или тем, что
была наставлена лучшими учителями в Законе Моисея. Он выбрал Ту, которая с
детских лет мечтала посвятить служению Ему всю свою жизнь, Ту, которая уже в
юности, при необыкновенной красоте, предпочла замужеству безбрачие, и только
ради соблюдения обычая, общественной нормы была обручена вдовцу преклонных лет
– праведному Иосифу.
Воспитанная при Иерусалимском храме, Дева Мария тихо вступила под кров
плотника из Галилеи, безропотно приняв и бедность, и безвестность, и заботы о
его семье для того, чтобы в уединении несуетно жить в постоянном обращении к
Богу. Молитва, чтение Святого Писания, рукоделие и домашние занятия заполняли
время Ее жизни. Для Бога же было открыто Ее сердце, равного которому не было на
земле от момента сотворения мира. При всех необычных обстоятельствах Ее детства
и юности, Мария не смела помыслить о Себе высоко, полагая, что избранная
Господом Мать Христа, возможно, уже родилась на свет, поскольку подходил срок,
указанный древними пророками.
В глазах соседей Иосиф и Мария были всего-навсего бедняками – простыми,
трудолюбивыми, благожелательными ко всем и живущими скромно и незаметно. Но
пути Господни складываются причудливым образом, Око Его внимательно следит за
потомством праведников. Мария и Иосиф и были потомками тех, от кого, по
пророчествам, должен был родиться Христос. Дева Мария происходила из древнего
священнического рода, а Иосиф – от обедневшей ветви наследников царя и пророка
Давида, которому Господь клялся, что от «его корня» произойдет Царь
мира, Чье господство не поколеблется вовек. Так, драгоценные в глазах Божиих –
внутреннее благородство, вера и благочестие – оказались сокрыты перед лицом
мира, подернуты завесой незнатности и уничижения.
«Яко призре на смирение рабы Своея…»
В один из дней перед Марией предстал один из высших Ангелов – Архангел
Гавриил. Приветствие Его было«Радуйся, Благодатная, Господь с
Тобою; благословенна Ты в женах…». Пребывая в Святая Святых Иерусалимского
храма, по преданию, Дева Мария и прежде видела ангелов, однако приветствие: «Радуйся!»
было и необычным. «Не бойся, Мариам!, – успокоил Ее светлый гость. –
Обрела бо еси благодать у Бога», и возвестил Ей тайну необычным: Боговоплощения теми
же словами, что много веков назад – пророку Исаие.
Душевная красота Девы Марии наложила отпечаток и на чувство, с которым Она
встретила благовествование, на Ее поведение и речь. Иная дева, вероятно,
приняла бы это известие как «достойная его», Она же смутилась. Архангелу
Гавриилу вновь пришлось успокоить Ее сомнения: «Ты родишь Сына без мужа. Дух
Святой найдет на Тя, и сила Всевышнего осенит Тя».
В удостоверение истины благовествования Архангел Гавриил указал Деве Марии
на пример Ее родственницы – Елисаветы, бывшей в летах преклонных и, вопреки
естественным законам, зачавшей сына, которому суждено было стать Предтечей
Иисуса Христа. Для Всемогущего Бога все возможно: «Бог идеже хощет,
побеждается естества чин».
Проникнутая величайшим благоговением к Своему Творцу, Мария отвечала: «…се,
раба Господня; буди Мне по глаголу Твоему!». Ее безусловное доверие к Богу,
как бы во исполнение «Завета» между Творцом и человеком, – в глазах Божиих –
свидетельство«Радуйся, Благодатная!» праведности души, и стало условием великого таинства воплощения.
Архангельское приветствие: предвосхищало
осуждение смерти, до тех пор безраздельно царившей над миром, было обетованием
о Жизни вечной.
Сверхъестественный характер этого откровения подтвердился и через
откровение, данное от Бога праведному Иосифу, и при встрече Девы Марии и Ее
родственницы Елисаветы. Счастливая будущим материнством, встречала Елисавета
Деву Марию на пороге своего дома в маленьком левитском городке Иута. И вновь,
по вдохновению Святого Духа, прозвучало приветствие, подобное архангельскому: «Благословенна
Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего!»
И тогда душа Девы Марии, исполненная чувством благодарности к Богу,
отозвалась на чудо первой песней величания, первым гимном Нового Завета: «…величит
душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на
смирение рабы Своея: се бо, отныне ублажат Мя вси роди…»
Подобно царю Давиду, обезоруженному щедростью Бога и восклицавшему в
псалмах: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты
посещаешь его?», и юная Дева воздавала хвалу и честь Господу, не приписывая
себе никаких заслуг и лишь изумляясь чуду Своего избрания по извечному закону
особой милости Бога к бедным мира.
С древних времен Благовещение отзывается в душах всех христиан тем же
радостным чувством таинственного, незримого совершения. Это был первый проблеск
перед восхождением Солнца – евангельской проповеди Христа.
|